Объем перевозок аграрных грузов по железной дороге РФ в 2024 году может превысить 40 млн тонн
Объем перевозок аграрных грузов по железной дороге РФ в 2024 году может превысить 40 млн тонн. Такой прогноз представил управляющий директор АО «Русагротранс» Алексей Барбариуш на международной бизнес-конференции «Элеваторы-2024» в среду в Москве.
«В 2023 году перевозки аграрных грузов по железной дороге составили больше 38 млн тонн против 31 млн тонн годом ранее. В 2024 году мы ожидаем, что объем перевозок достигнет более 40 млн тонн и в первую очередь за счет роста экспортных перевозок», — сказал он.
При этом он обратил внимание на ухудшение ситуации по оборачиваемости вагонов-зерновозов, «особенно на массовых направлениях экспорта российского зерна». «В частности, идет устойчивый тренд на рост оборота в направлении портов Черноморского бассейна. Среди основных причин складывающейся ситуации, наряду с ростом грузовой базы на фоне рекордного урожая, можно выделить перераспределение грузопотоков, ранее шедших в направлении стран Евросоюза, на юг и восток, увеличение перевозок грузов специального значения на южном и центральном направлениях, а также рост пассажиропотока железнодорожным транспортом в условиях закрытия части аэропортов в южных регионах», — пояснил он.
По его словам, по одному из самых массовых направлений российского зернового экспорта — черноморским терминалам Новороссийска — оборот по итогам 2023 года ухудшился почти на 20%, «то есть он вырос более чем на четверо суток».
«Сейчас фактическая оборачиваемость заметно отличается от нормативного значения. Так, сегодня один вагон совершает в среднем 14 рейсов в год при расчетном плане в 20. При условии сохранения оборачиваемости подвижного состава на уровне 2020 года только один такой оператор, как «Русагротранс», в своем парке смог бы обеспечивать дополнительный объем перевозок зерна в более 7 млн тонн», — подсчитал управляющий директор.
Как прогнозирует Барбариуш, тренд на рост парка вагонов-зерновозов на сети РЖД сохранится и в 2024 году. «Ожидаем, что новый рекорд в 75 тыс. единиц подвижного состава будет достигнут по итогам 2024 года, что на 15% больше, чем в 2023 году, и на 27% выше, чем в 2022 году», — сказал он.
При этом Барбариуш отметил, что в текущих условиях увеличение парка хопперов негативно влияет на ситуацию с оборачиваемостью вагонов, «как ни парадоксально». «В условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост числа вагонов на сети РЖД провоцирует замедление темпа движения парка. В 2023 году по сравнению с 2022 годом выросло время груженого рейса вагонов на 20%, порожнего — на 5%. В свою очередь, ухудшение оборачиваемости вагонов на сети на одни сутки влечет за собой необходимость увеличения вагонного парка более чем на 3,5 тыс. вагонов-зерновозов», — констатировал он.
В связи с этим «Русагротранс» совместно с РЖД и грузоотправителями активно внедряет технологии улучшения оборачиваемости вагонов, одна из которых — маршрутизация грузов. Общая доля маршрутных отправок компании в 2023 году превышает 30%, что в несколько раз выше аналогичного показателя прошлых лет. В планах компании и далее наращивать долю маршрутных отправок, подчеркнул Барбариуш.
Рефер: Зерно Он-Лайн
Дата рефера: 2024-02-15 16:13:57
Категория записи: Зерно, Крупы, мука, Масличные, Новости рынка